ЛиБ16

ЛиБ №16 ИЮНЬ 2022

Голева Татьяна Викторовна

Генеральный директор ООО «Корпоративный клуб» и выпускающий редактор журнала «Льготы и Бенефиты»

https://perkbenefits.ru

https://corporateclub.ru

 

Отражение возрождения и становления культуры комплексного подхода well-being и социального пакета.

Как вам известно журнал «Льготы и Бенефиты» является научно-практическим изданием, в котором своими знаниями делятся практикующие специалисты, освещая успехи и трудности, возникающие перед ними во внедрении или усовершенствовании программ внутри компании.

Журнал появился как доступное для всех издание с целью освещения практик в области корпоративных well-being программ, гибких льгот (кафетерия льгот) и социального пакета.

Ведь не для кого из нас с вами не секрет, что зачастую C&B-специалист буквально остается один на один пытаясь утвердить или согласовать, внедрить, а главное ,реализовать программу в компании. Многие из нас столкнулись с ощущением ненужности, отсутствия признания и возможно даже разочарованием в выборе профессии. Все сводилось к каждодневной рутине, рудиментам уже ушедшей истории неадаптированной к реалиям современной жизни и задачам бизнеса. По сути, еще буквально 8 лет назад было почти невозможно найти какие-либо материалы, гайды и рабочие таблицы по социальному пакету и подавно по well-being. Именно тогда, у нас возникла потребность в поиске решения – как построить социальный пакет и выяснить наконец, что же такое well-being на самом деле и как его интегрировать в существующие, укоренившиеся модели бизнеса и управление персоналом?

Скорее всего, предысторией возникновения Журнала «Льготы и Бенефиты» можно считать начало общения с коллегами из схожих отраслей, решавших похожие задачи. Когда мы устраивали «утренники» до начала рабочего дня, дискутируя о стоящих перед каждым из нас задачах. Т.е. мы попросту делились своими удачами, неудачами, обсуждали пути решения. Зачастую кто-то из нас уже разработал удобный инструмент отчетности, но не увидел, как другой потенциала в интеграции с финансистами и последующей защите проекта с помощью него же. Многих из нас учила «старая школа», что , во-первых, соц. политика о только про людей и, то что это вмененные расходы, которые должен нести работодатель и не ожидать от них отдачи. На практике же становилось ясно, что без разработки финансового комплаенса все без толку. Так и родился журнал «Льготы и Бенефиты».

 

Многие читатели журнала не знают об ООО «Корпоративный клуб», который, по сути, стоял у истоков  создателями журнала. Многие годы мы копили экспертизу.  Зачастую к нам обращались читатели и коллеги на Конференциях или совместных мероприятиях с вопросами и даже жалобами по принципу: «пытались реализовать пилот с провайдером, не защитились», «очень дорогая реализация», «зачем вообще это делать», «а знаешь ли ты как это показать руководству, что бы защитить проект?»… И просили решить исключительно ту или иную проблему. И каждый раз, углубляясь в проект, мы сталкивались с одним и тем же парадоксом…как в старом приеме: 99% правды ради 1% лжи, так сказать «разгерметизация», когда вырывают куски предложений из разных контекстов, дабы достичь своей цели. Так было буквально во всех случаях, когда при попытке внедрить социальный пакет или велл-беинг программу в компании, их дробили на куски и делали какой-то один из сегментов в отрыве от системы, буквально ее критичных составляющих. Не понимая, что оценка эффективности будет происходить не только по нему, а по всей программе в целом.

Можно литературно описать увиденное за годы становления двух этих направлений (соц.пакета и well-being)так:

«мы здесь сами создадим свою Шамбалу! Всё, что для этого нужно, у нас с собой: наша генная память, наша кровь и наш язык! Здесь под небом мы родим свою ноосферу. Биоэнергетическая цепь образуется соединением людей, связанных одной идеей и волей. Нам предстоит разжечь угасшее! Разбудить уснувшее!» (с).

Под влиянием всего вышесказанного в компании ООО «Корпоративный клуб» сформировались такие направлении как:

  • консалтинг в области разработки систем предоставления социального пакета/гибких льгот (кафетерий льгот);
  • проведение исследований по социальному пакету;
  • аутсорсинг услуг в области социального пакет (закупка услуг для работников корпораций в рамках соц.пакета);
  • консалтинг в области проведения аудита и разработки программ well-being;
  • проведение отдельных well-being мероприятий (челенджи, марафоны, дни здоровья, вебинары и т.д.) для сотрудников заказчика;
  • проведение конференций по теме корпоративных программ well-being и корпоративного социального пакета;
  • проведение обучения по руководителей и специалистов корпоративным программам well-being.

Поступающие к нам запросы, постоянное взаимодействие с сотнями и даже тысячами коллег сформировали у наших экспертов устойчивое понимание, о необходимости комплексного подхода в решении задач социального пакета и well-beingпрограмм. Ниже приведено пару кейсов:

«Исследование социального пакета компаний химической отрасли».

Химическая промышленность является одним из самых быстро развивающихся направлений в экономике и период активного роста вынуждена максимально быстро адаптироваться во всех процессах бизнеса, в том числе и управлении персоналом.

По запросу коллег из химической отрасли, ООО «Корпоративный клуб» выступил в роли независимого консультанта и провел исследование по наполнению социального пакета в ведущих компаниях отрасли. При этом стоимость исследования не завесила от числа компаний-респондентов, что позволило с легкостью решить вопрос оплаты даже в самых бюрократизированных компаниях.

В итоге, нами было проведено исследования, позволившее оценить составляющие социального пакета по направлениям:

  • средняя фактическая стоимость пакета льгот;
  • ДМС;
  • расходы на оздоровление работников (спорт, фитнес);
  • мероприятия в рамках профилактики COVID-19;
  • доплата до средней при нахождении на б/л, отпуске по уходу за ребенком;
  • страхование работников от несчастных случаев;
  • выплаты / подарки к праздничным датам;
  • единовременные выплаты;
  • программы поддержка работников после увольнения;
  • транспортные расходы (перевозка работников от места проживания до места работы, оплата парковки), релокация;
  • расходы на предоставление жилья работникам;
  • расходы на СКЛ, детские лагеря (без учета возмещения со стороны ФСС);
  • компенсация питания;
  • выплаты (в т.ч. материальная помощь), подарки по случаю наступления события;
  • выплаты к отпуску (в т.ч. матпомощь);
  • дополнительный социальный отпуск с сохранением заработной платы работника

К проектам с комплексным подходом можно отнести:

Оценка эффективности деятельности службы по социальной политике и реализуемых социальных программ компании, рекомендации по повышению эффективности.

Перед нашими специалистами были поставлены следующие задачи:

  1. анализ и повышение эффективности существующих бизнес-процессов с последующей унификацией функций служб, ответственных за социальную политику;
  • анализ/аудит существующих бизнес-процессов (документооборот, управленческая структура, штатное расписание, а также иных процессов, влияющих на эффективность работы компании в целом и подразделений в частности);
  •  разработка предложений по оптимизации и совершенствованию структуры службы;
  • разработка предложений по оптимизации бизнес-процессов;
  • разработка предложений по перераспределению функционала в рамках изменения бизнес-процессов;
  1. анализ культуры здоровья; социальных программ, коллективных договоров и расходов на них:
  • анализ/аудит:
  • расходов на социальные программы и коллективные договора, системы льгот и компенсационных выплат;
  • культуры здоровья и физкультурно-оздоровительной инфраструктуры;
  • организационного стресса и системы питания с целью разработки стандартов;
  • готовности и мотивации работников на участие в программах сохранения здоровья и благополучия
  • создание план-графика мероприятий на 3 года.
  • разработка предложений по конкретным показателям деятельности и оценки эффективности расходов по социальным программам;
  • предложения по созданию новой структуры льгот и компенсационным выплатам;
  • перечень программ для пересмотра с описанием и показателями эффективности;
  • стандарт питания для предприятий компании;
  • стандарт психоэмоционального благополучия работников;
  • миссию и ценности службы по социальной политике;
  • ключевые показатели эффективности бизнес-процессов социальной политики;
  • дизайн-схему оптимальных бизнес-процессов;
  • стратегию в области использования практик сохранения здоровья и благополучия на 5 лет и перечень мероприятий по стратегии развития эффективности деятельности социальных служб.

По итогам проекта, который длился более года, удалось не только достигнуть всех поставленных задач, но и разработать структуру и бизнес-процессы, позволившие снизить трудозатраты подразделений соц.политики на 30%.

Уязвимым местом при построении систем, приносящих экономический эффект компании, является дефецит кадров,
специалистов с достаточным опытом работы в этих сферах и широким кругозором. Посредством соц/пакета и программ well-being могут быть решены многие задачи, и не только в области управления персоналом. Мы же как основоположники идеологии well-being в России, стоявшие в авангарде его изучения и просвещения масс, реализации этого направления в компаниях и на предприятиях, готовы делиться с читателями лучшими практиками, помогать выстраивать эффективные, бизнес-ориентированные программы.

Скачать