ЛиБ16

№16 ИЮНЬ 2022

Павел Пронин,
руководитель образовательных
проектов

Тинькофф

Психотерапия, коучинг и другие способы поддержки сотрудников в нестабильное время.

Предыдущие пандемийные годы стали серьезным испытанием для руководства компаний и сотрудников, а 2022 год принес новые вызовы. Даже тем компаниям, которые и раньше вкладывались в well-being, пришлось оперативно усилить работу в этом направлении. На первый план вышла забота о ментальном благополучии людей. Стандартные для нас инструменты – такие, как корпоративная психотерапия и коучинг, стали особенно важны, а в дополнение к ним появились новые практики.

 

Как психологическая помощь стала доступнее

До недавнего времени сотрудники «Тинькофф» могли получить психологическую помощь несколькими способами:

— горячая линия поддержки;

— психолог по ДМС;

— корпоративный психолог.

 

Горячую линию, как и психолога по ДМС, нам обеспечивает страховая компания. Такая форма поддержки нужна, чтобы сотрудники могли в любое время обратиться за помощью. Несмотря на постоянное информирование, психологи по ДМС и горячая линия не пользовались популярностью.

А вот корпоративные психологи, которые появились в компании 15 месяцев назад, стали невероятно востребованными. Два внештатных специалиста проводили до 60 консультаций в месяц. Психологов мы выбирали внимательно, и сотрудники положительно отзывались о работе с ними. Мы сознательно искали специалистов, работающих вне штата, чтобы не возникало конфликта интересов и сотрудникам было проще раскрываться перед психологом.

Благодаря «сарафанному радио» свободные места разбирали моментально, и в конце прошлого года мы начали искать решение, которое сделало бы корпоративную психотерапию доступнее.

 

Как выбирали. Поначалу мы планировали обратиться в сервисы по подбору психотерапевтов, такие, как «Мета», «Ясно» и другие. Но ни один не подошел: некоторые предлагали недостаточно гибкие тарифы, у других не было опыта работы с крупными клиентами.

Мы не стали использовать такие сервисы как основную платформу для корпоративной психотерапии, но заключили с несколькими компаниями партнерство. Теперь мы иногда рассказываем о них на корпоративных площадках, а они в обмен на это предоставляют сотрудникам «Тинькофф» скидки на психотерапию. Это стало приятным бонусом для людей, но не решило задачу, поэтому мы продолжили поиски.

 

Что выбрали. В итоге мы остановились на программе поддержки сотрудников «Добросервис». Это B2B-сервис, заточенный на работу с крупным бизнесом. На платформе сотрудники могут получить консультацию не только психолога, но и других профильных специалистов: консультанта по здоровому образу жизни, юриста и финансиста.

Юридические и финансовые консультации для сотрудников работали в «Тинькофф» и раньше, поэтому подключение к «Добросервису» позволило отдать на аутсорсинг три внутренних сервиса, а не один.

 

Как построили работу. В середине мая познакомили сотрудников с «Добросервисом». Весной мы проводили пилот, и сотрудники высоко оценили качество консультаций. Самыми востребованными специалистами стали психологи. Это еще раз подтверждает, что психотерапия должна быть доступной.

 

Психологическую поддержку по-прежнему можно получить тремя способами, просто теперь вместо внутренних консультаций у нас появился «Добросервис». За период с начала января по конец марта сервисом воспользовались 469 человек. В среднем каждый обратившийся получил 2,58 консультации экспертов. За первые две недели работы сервиса на всю компанию в «Добросервис» поступило 627 обращений.

 

Консультации с психологом — не единственный инструмент, помогающий обеспечить ментальное благополучие сотрудников. Для тех, кто уже разобрался с эмоциональными переживаниями и хочет сосредоточиться на достижении целей, существует коучинг.

Как профессиональный коучинг помогает добиваться целей и справляться со сложностями

Профессиональный коучинг появился в «Тинькофф» в начале 2019 года. Тогда мы поняли, что в компании есть запрос на развитие сотрудников с высоким потенциалом. В «Тинькофф» работали обучающие программы, но они были предназначены для решения общих стандартизированных задач, а не индивидуальных запросов, которых у сотрудников было достаточно.

 

Например, в компании было много молодых руководителей, которые болезненно переживали быстрый карьерный рост. Они хотели понять, как взаимодействовать с командой, делегировать задачи, органично расти и не выгорать. У многих возникали вопросы, связанные с определением границ своей ответственности. Для нас было важно решить эти проблемы, потому что сотрудники такого уровня напрямую влияют на процессы в компании и ее финансовые показатели. Поэтому мы организовали коучинг.

 

В роли коучей выступают сотрудники «Тинькофф». Обычно это проектные менеджеры и другие руководители, чаще всего из HR, получившие психологическое и коучинговое образование. Развитием коллег они занимаются по собственной инициативе.

 

Как это работает. Профессиональный коучинг доступен не всем сотрудникам, а только руководителям разных уровней. Сейчас это работает так. Сотрудник оставляет заявку, после чего с ним связывается коуч. Он беседует с человеком, изучает его запрос и понимает, будет ли в его случае полезен коучинг. Если да, коуч идет к руководителю сотрудника и обсуждает с ним, какой результат хочет увидеть он. Все, что клиент обсуждает с коучем, остается конфиденциальным.

 

Проходит общая встреча, в которой участвуют коуч, сотрудник и его руководитель: они обсуждают проблемы и ставят цели. Затем начинается работа. После четырех сессий проходит еще одна — для обсуждения промежуточного результата и корректировки целей. За ней следуют еще четыре сессии и заключительная встреча.

 

Какие проблемы решает. Коучинг сильно отличается от психотерапии — поэтому мы и выделили его в отдельное направление. Психотерапия помогает справляться с личными проблемами и эмоциональными переживаниями, осознавать и принимать их. Коучинг же подходит людям, которые уже прошли стадии осознания и принятия. Коуч не дает готовых ответов, а помогает поднять уровень рефлексии и работать на результат. Клиенты наших коучей быстрее добиваются поставленных целей, учатся эффективнее руководить командой и видят в своей работе дополнительные смыслы.

 

Запуская коучинг, мы видели в этом определенные риски. К коучам иногда обращаются сотрудники, которые чувствуют себя не на своем месте, сталкиваются с профессиональным кризисом. Мы опасались, что в процессе коучинга такие люди будут увольняться. Помогли наш HR-директор и руководители, выступавшие в роли заказчиков коучинга: они объяснили, что в этом нет ничего страшного. Лучше отпустить сотрудника, который хочет поискать себя в чем-то другом, и найти другого специалиста.

 

Сейчас для сотрудников важно получать поддержку в профессиональном развитии. А тем, кто хочет сперва разобраться с личными проблемами, но не в формате психотерапии, мы предлагаем еще один инструмент — лайф-коучинг.

 

Какие проблемы может решить лайф-коучинг

Лайф-коучинг тоже появился в компании в 2019 году. Профессиональный коучинг оказался востребованным, и мы поняли, что практику можно масштабировать и на другие сферы. В рамках лайф-коучинга сотрудник может взять до трех сессий со специалистом.

 

Этот формат похож на тот, который описан выше. Он подходит тем, кто уже решил глубокие личные проблемы и теперь хочет работать над достижением целей. Например, наладить work-lifebalance, выработать здоровые привычки, улучшить софт-скиллы или выучить иностранный язык. Коуч, опираясь на проверенные методики, помогает работать над собой эффективнее. И здесь тоже действует правило конфиденциальности, без нее ничего не будет работать.

 

Выросла ли востребованность психотерапии и коучинга за последние месяцы

В конце февраля мы предположили, что в ближайшее время популярность этих инструментов, в первую очередь психотерапии, резко вырастет. Мы еще раз напомнили всем о горячей линии и возможности получать помощь психологов на постоянной основе. А также запланировали 80 сессий лайф-коучинга — в два раза больше, чем планировали ранее.

 

Однако в первые полторы недели марта за помощью обратились немногие. Сейчас мы понимаем, что это было связано с двумя факторами. Первый — шок, второй — высокая загруженность на работе. Сотрудники тушили «пожары» на проектах, работали допоздна, и им было не до обращения к специалистам. К середине марта ситуация выровнялась, и люди стали активно записываться на психологические консультации и коучинг-сессии.

 

По обратной связи от специалистов мы понимаем, что запросы почти не изменились. Предполагаем, что в сложное время сотрудники ищут опору в семье, дружбе и работе, поэтому стараются наладить ситуацию в этих сферах.

 

Какие еще инструменты поддержки мы используем

Психотерапия, кроме горячей линии, и коучинг доступны только штатным сотрудникам. Кроме того, не все считают нужным ими пользоваться и не находят на это времени. А многим из тех, кто пользуется какой-то из этих возможностей, нужна дополнительная поддержка. Поэтому мы запускаем и другие проекты, которые помогают заботиться о ментальном здоровье людей.

 

Памятки для руководителей. Руководители — первая линия поддержки. Иногда им приходится успокаивать сотрудников, поддерживать их и решать конфликтные ситуации. В конце февраля мы выпустили для них памятки. Объяснили, как общаться с сотрудниками, которые находятся в стрессе, как вести себя, если в команде конфликтуют люди.

 

Серия вебинаров «Встреча с психологом — как помочь себе в эпоху социальных потрясений». В марте профильные специалисты читали лекции о борьбе со стрессом, работе с тревогой и поиске опор.

 

Утренние и вечерние медитации. Специалисты проводили 15-минутные медитации: утром они помогали настроиться на рабочий лад, вечером — переключиться на обычную жизнь и расслабиться.

 

«Неделя Тинькофф Лайф». В апреле мы провели шесть лекций про финансы, спорт, психологическое здоровье, благотворительность и карьерное развитие.

 

Мероприятия «Управляй стрессом». Целевая аудитория — операционные сотрудники, работающие с клиентами. Мы провели в четыре раза больше мероприятий, чем планировали изначально.

 

Инициативы сотрудников. Например, одна из коллег организовала «Чтения с Ксенией по средам». Сотрудники приходили читать детские книги по вечерам, чтобы отвлечься и расслабиться.

 

Все эти меры призваны помочь сотрудникам быстрее адаптироваться к сложным ситуациям и почувствовать поддержку. В сочетании с другими нашими программами well-being они дают заметный эффект. А мы продолжаем собирать обратную связь и изучать запросы людей.

Подробнее ознакомится со статьями и инфографикой вы можете, скачав 16 выпуск за июню 2022 г. Журнала «Льготы и Бенефиты»

 

Скачать