Голева Татьяна Викторовна
Генеральный директор ООО «Корпоративный клуб» и выпускающий редактор журнала «Льготы и Бенефиты»
Отражение возрождения и становления культуры комплексного подхода well-being и социального пакета.
Как вам известно журнал «Льготы и Бенефиты» является научно-практическим изданием, в котором своими знаниями делятся практикующие специалисты, освещая успехи и трудности, возникающие перед ними во внедрении или усовершенствовании программ внутри компании.
Журнал появился как доступное для всех издание с целью освещения практик в области корпоративных well-being программ, гибких льгот (кафетерия льгот) и социального пакета.
Ведь не для кого из нас с вами не секрет, что зачастую C&B-специалист буквально остается один на один пытаясь утвердить или согласовать, внедрить, а главное ,реализовать программу в компании. Многие из нас столкнулись с ощущением ненужности, отсутствия признания и возможно даже разочарованием в выборе профессии. Все сводилось к каждодневной рутине, рудиментам уже ушедшей истории неадаптированной к реалиям современной жизни и задачам бизнеса. По сути, еще буквально 8 лет назад было почти невозможно найти какие-либо материалы, гайды и рабочие таблицы по социальному пакету и подавно по well-being. Именно тогда, у нас возникла потребность в поиске решения – как построить социальный пакет и выяснить наконец, что же такое well-being на самом деле и как его интегрировать в существующие, укоренившиеся модели бизнеса и управление персоналом?
Скорее всего, предысторией возникновения Журнала «Льготы и Бенефиты» можно считать начало общения с коллегами из схожих отраслей, решавших похожие задачи. Когда мы устраивали «утренники» до начала рабочего дня, дискутируя о стоящих перед каждым из нас задачах. Т.е. мы попросту делились своими удачами, неудачами, обсуждали пути решения. Зачастую кто-то из нас уже разработал удобный инструмент отчетности, но не увидел, как другой потенциала в интеграции с финансистами и последующей защите проекта с помощью него же. Многих из нас учила «старая школа», что , во-первых, соц. политика о только про людей и, то что это вмененные расходы, которые должен нести работодатель и не ожидать от них отдачи. На практике же становилось ясно, что без разработки финансового комплаенса все без толку. Так и родился журнал «Льготы и Бенефиты».
Многие читатели журнала не знают об ООО «Корпоративный клуб», который, по сути, стоял у истоков создателями журнала. Многие годы мы копили экспертизу. Зачастую к нам обращались читатели и коллеги на Конференциях или совместных мероприятиях с вопросами и даже жалобами по принципу: «пытались реализовать пилот с провайдером, не защитились», «очень дорогая реализация», «зачем вообще это делать», «а знаешь ли ты как это показать руководству, что бы защитить проект?»… И просили решить исключительно ту или иную проблему. И каждый раз, углубляясь в проект, мы сталкивались с одним и тем же парадоксом…как в старом приеме: 99% правды ради 1% лжи, так сказать «разгерметизация», когда вырывают куски предложений из разных контекстов, дабы достичь своей цели. Так было буквально во всех случаях, когда при попытке внедрить социальный пакет или велл-беинг программу в компании, их дробили на куски и делали какой-то один из сегментов в отрыве от системы, буквально ее критичных составляющих. Не понимая, что оценка эффективности будет происходить не только по нему, а по всей программе в целом.
Можно литературно описать увиденное за годы становления двух этих направлений (соц.пакета и well-being)так:
«мы здесь сами создадим свою Шамбалу! Всё, что для этого нужно, у нас с собой: наша генная память, наша кровь и наш язык! Здесь под небом мы родим свою ноосферу. Биоэнергетическая цепь образуется соединением людей, связанных одной идеей и волей. Нам предстоит разжечь угасшее! Разбудить уснувшее!» (с).
Под влиянием всего вышесказанного в компании ООО «Корпоративный клуб» сформировались такие направлении как:
- консалтинг в области разработки систем предоставления социального пакета/гибких льгот (кафетерий льгот);
- проведение исследований по социальному пакету;
- аутсорсинг услуг в области социального пакет (закупка услуг для работников корпораций в рамках соц.пакета);
- консалтинг в области проведения аудита и разработки программ well-being;
- проведение отдельных well-being мероприятий (челенджи, марафоны, дни здоровья, вебинары и т.д.) для сотрудников заказчика;
- проведение конференций по теме корпоративных программ well-being и корпоративного социального пакета;
- проведение обучения по руководителей и специалистов корпоративным программам well-being.
Поступающие к нам запросы, постоянное взаимодействие с сотнями и даже тысячами коллег сформировали у наших экспертов устойчивое понимание, о необходимости комплексного подхода в решении задач социального пакета и well-beingпрограмм. Ниже приведено пару кейсов:
«Исследование социального пакета компаний химической отрасли».
Химическая промышленность является одним из самых быстро развивающихся направлений в экономике и период активного роста вынуждена максимально быстро адаптироваться во всех процессах бизнеса, в том числе и управлении персоналом.
По запросу коллег из химической отрасли, ООО «Корпоративный клуб» выступил в роли независимого консультанта и провел исследование по наполнению социального пакета в ведущих компаниях отрасли. При этом стоимость исследования не завесила от числа компаний-респондентов, что позволило с легкостью решить вопрос оплаты даже в самых бюрократизированных компаниях.
В итоге, нами было проведено исследования, позволившее оценить составляющие социального пакета по направлениям:
- средняя фактическая стоимость пакета льгот;
- ДМС;
- расходы на оздоровление работников (спорт, фитнес);
- мероприятия в рамках профилактики COVID-19;
- доплата до средней при нахождении на б/л, отпуске по уходу за ребенком;
- страхование работников от несчастных случаев;
- выплаты / подарки к праздничным датам;
- единовременные выплаты;
- программы поддержка работников после увольнения;
- транспортные расходы (перевозка работников от места проживания до места работы, оплата парковки), релокация;
- расходы на предоставление жилья работникам;
- расходы на СКЛ, детские лагеря (без учета возмещения со стороны ФСС);
- компенсация питания;
- выплаты (в т.ч. материальная помощь), подарки по случаю наступления события;
- выплаты к отпуску (в т.ч. матпомощь);
- дополнительный социальный отпуск с сохранением заработной платы работника
К проектам с комплексным подходом можно отнести:
Оценка эффективности деятельности службы по социальной политике и реализуемых социальных программ компании, рекомендации по повышению эффективности.
Перед нашими специалистами были поставлены следующие задачи:
- анализ и повышение эффективности существующих бизнес-процессов с последующей унификацией функций служб, ответственных за социальную политику;
- анализ/аудит существующих бизнес-процессов (документооборот, управленческая структура, штатное расписание, а также иных процессов, влияющих на эффективность работы компании в целом и подразделений в частности);
- разработка предложений по оптимизации и совершенствованию структуры службы;
- разработка предложений по оптимизации бизнес-процессов;
- разработка предложений по перераспределению функционала в рамках изменения бизнес-процессов;
- анализ культуры здоровья; социальных программ, коллективных договоров и расходов на них:
- анализ/аудит:
- расходов на социальные программы и коллективные договора, системы льгот и компенсационных выплат;
- культуры здоровья и физкультурно-оздоровительной инфраструктуры;
- организационного стресса и системы питания с целью разработки стандартов;
- готовности и мотивации работников на участие в программах сохранения здоровья и благополучия
- создание план-графика мероприятий на 3 года.
- разработка предложений по конкретным показателям деятельности и оценки эффективности расходов по социальным программам;
- предложения по созданию новой структуры льгот и компенсационным выплатам;
- перечень программ для пересмотра с описанием и показателями эффективности;
- стандарт питания для предприятий компании;
- стандарт психоэмоционального благополучия работников;
- миссию и ценности службы по социальной политике;
- ключевые показатели эффективности бизнес-процессов социальной политики;
- дизайн-схему оптимальных бизнес-процессов;
- стратегию в области использования практик сохранения здоровья и благополучия на 5 лет и перечень мероприятий по стратегии развития эффективности деятельности социальных служб.
По итогам проекта, который длился более года, удалось не только достигнуть всех поставленных задач, но и разработать структуру и бизнес-процессы, позволившие снизить трудозатраты подразделений соц.политики на 30%.
Уязвимым местом при построении систем, приносящих экономический эффект компании, является дефецит кадров,
специалистов с достаточным опытом работы в этих сферах и широким кругозором. Посредством соц/пакета и программ well-being могут быть решены многие задачи, и не только в области управления персоналом. Мы же как основоположники идеологии well-being в России, стоявшие в авангарде его изучения и просвещения масс, реализации этого направления в компаниях и на предприятиях, готовы делиться с читателями лучшими практиками, помогать выстраивать эффективные, бизнес-ориентированные программы.