Денис Чалов, Генеральный директор BENEFACTORY
Кафетерий льгот: как выиграть и сотруднику, и работодателю.
BENEFACTORY – лидер на рынке решений по организации гибких льгот. С 2017 года мы представляем клиентам автоматизированный маркетплейс, где сотрудники различных компаний могут самостоятельно формировать свой соцпакет из сотен предложений.
На сегодняшний день платформа на- считывает более 40 тысяч пользователей: это сотрудники «Mercedes-Benz», «Abbott», «Novartis», «LafargeHolcim», «Р-Фарм», «PepsiCo», «MARS» и многих других. Кафетерием льгот BENEFACTORY пользуются по всей стране, от Калинин- града до Петропавловска-Камчатского, от Норильска до Сочи.
Какие льготы пользуются наибольшим спросом, какие пользовались наибольшим спросом вчера и позавчера, какая наблюдается динамика на этом рынке, и какие прослеживаются тренды? Ниже – рассказ именно об этом. Статистика и аналитика, которые, надеемся, помогут сделать вашу модель льгот более совершенной и эффективной.
Рынок труда изменился. Теперь он принадлежит не работодателю, а со- искателю – а последний, имея возможность выбирать, ищет не только там, где лучше, но и там, где больше. «Больше» — значит, в том числе и расширенный соцпакет. Все люди разные, их потребности – тоже, значит, максимально вариативным должен быть и список бенефитов.
Как показывают прошлогодние исследования, примерно 14% сотрудников компаний им недовольны. Казалось бы, цифра совсем небольшая. Но важная для работодателя, ведь неиспользованный соцпакет фактически относится к статье убытков.
К слову о ценниках.
На сумму, выделяемую работодателем для оплаты соцпакета своих сотрудников, влияют многие факторы:
- Отрасль
(например, бюджеты на соцпакет в фармацевтике выше, чем в IT);
- Местонахождение компании (в большинстве регионов зарплаты меньше,
чем в городах-миллионниках);
- Корпоративная культура (в международных компаниях соцпакет практически
неотъемлемая часть зарплатного предложения);
- Стаж и опыт сотрудника
(младшим специалистам
и производственному персоналу выделяют меньшие бюджеты).
Если говорить о «средней температу- ре по больнице», то бюджет на гибкие льготы в 2021 году составил в среднем 33 600 рублей при минимуме около
6 300 рублей и максимуме в 57 400 ру- блей.
По сравнению с 2020 годом эти циф- ры практически не изменились. Это го- ворит о том, что компании, несмотря на пандемию, все же не стали урезать расходы на соцпакеты, прекрасно по- нимая изменившиеся правила в HR, о которых сказано чуть выше.
«КОВИДНЫЕ»
И «ПОСТ-КОВИДНЫЕ» ТРЕНДЫ
|
Когда мы собрали статистику по первым месяцам локдауна в 2020 году, стало ясно, что пользователи стали меньше тратить. И это в целом соответствовало общей картине потребления в стране: по понятным причинам сократились расходы на путешествия и транспорт (минус 90%), кафе и рестораны (минус 72%), одежду и обувь (минус 82%) – таковы данные исследования Газпромбанка. К тому же, из-за массового перехода ритейла в онлайн стало намного меньше спонтанных покупок.
Мы предположили, что есть прямая зависимость между возрастом сотрудника и тем, какие льготы он выбирает, и оказались правы. Обратите внимание на то, как резко выделяется красный столбец на графике ниже – это все, что связано со здоровьем: расширение ДМС, покупка лекарств, удаленные консультации с врачами узкой специализации, диагностические процедуры и лабораторные исследования у сотрудников старшего поколения (>55 лет). Чем старше, тем больше трат на льготы из категории медицины. А вот молодежь, как и до пандемии, продолжала больше тратить на спорт, путешествия и развлечения.
На следующем графике представлена структура трат в 2021 году. Таких ярко выраженных пиков, как «столбец здоровья» в графике 2020 года, здесь нет. По всей видимости, люди адаптировались к ковидной реальности, уровень стресса снизился, и вопросы со здоровьем отошли на второй план. В 2021 году выросли расходы сотрудников на питание. В эту категорию входят не только скидки на обеды в кафе рядом с офисом, но и на доставку готовых блюд домой. Что тоже совершенно логично, поскольку удаленка уже прочно вошла в нашу жизнь.
Траты на спорт остались примерно теми же, что и в 2020-м: в среднем око- ло 15% годового бюджета кафетерия льгот сотрудника. При этом еще боль- ше сократились траты на обучение.
А вот расходы молодежи в категории
«транспорт», наоборот, возросли по сравнению с 2020 годом. В эту категорию в кафетерии льгот BENEFACTORY включены проездные билеты и пополнение карты «Тройка» (для Москвы), оплата такси, каршеринга, ж/д и авиабилетов, топлива для автомобиля, билеты на общественный транспорт в любом городе страны.
ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Корпоративное ДМС и прочие медуслуги – пожалуй, наиболее затратная экономически составляющая соцпакета. Однако сказать, что ДМС пользуется прямо-таки бешеной популярностью, нельзя. И для этого есть несколько веских причин.
Во-первых, люди часто недовольны теми программами, которые им предлагают. Во-вторых, в небольших городах разница между ОМС и ДМС практически отсутствует. И потребности сотрудников закрывают другие льготы.
Например:
▶ карта «Здоровье» — вы идете
к тем врачам, которым доверяете;
▶ карта «Аптечная» — вы самостоятельно покупаете нужные лекарства в аптеках;
▶ телемедицина — находясь в регионе, вы получаете консультацию
у опытных врачей из столичных клиник;
▶ лабораторные исследования, не входящие в программы ДМС.
Из графика видно, что люди предпочитают значительную долю соцпакета на медицину, но при этом интерес к ДМС как таковому довольно-таки низок, особенно в регионах.
Сравним категории
по тратам сотрудников в тех же компаниях,
что и на предыдущем графике, но с разбивкой по всем категориям льгот и размеру населенного пункта:
- Чем меньше город,
тем меньше доля трат на ДМС.
- Траты на здоровье
вне рамок ДМС стабильно высоки вне зависимости от региона.
- Траты на спорт примерно одинаковы во всех регионах.
- Чем меньше населенный пункт, тем выше относительные расходы на транспорт.
- Обучение не пользуется популярностью совсем.
Топ-5 2020 и Топ-5 2021
|
Итак, в списке наиболее популярных льгот 2021 и 2020 гг. по объему затраченного бюджета первое место стабильно занимает ДМС. Второе место в 2020 году занимали путешествия, в 2021-м ̶ уже расходы на транспорт. С одной стороны, потому что поездки по миру стали менее доступны и в плане логистики, и в плане их стоимости, с другой, потому что многие сотрудники вернулись в офисы, а это значит, что они вернулись и к ежедневным поездкам как в общественном, так и личном транспорте.
Третье место в 2020 году занимала категория «дом и быт», а в 2021-м ее заменил спорт.
На третьем месте в 2021 году ̶ спорт, в то время как в 2020 на третьем месте находилась категория «Дом и быт». Объяснить это легко: все удаленщики уже обустроили себе рабочие места дома.
На четвертом месте ̶ питание. В 2020-м эта категория даже не входила в пятерку.
На пятом месте ̶ путешествия.
КАК ЗАПУСТИТЬ КАФЕТЕРИЙ ЛЬГОТ
С чего нужно начать, если вы решили запустить у себя в компании кафетерий льгот?
Определите, сколько денег вы готовы тратить на соцпакет и определитесь, что будет входить в его «базу». Отличный вариант, если все сотрудники будут прикреплены к программе ДМС, от ко- торой нельзя отказаться в режиме гиб- ких льгот. Во-первых, в случае болезни люди точно получат необходимую медицинскую помощь, во-вторых, это лишний плюс к имиджу работодателя.
Мы также рекомендуем включить в базовый пакет страховку от несчастных случаев и критических заболеваний.
ТЕПЕРЬ О ГИБКИХ ЛЬГОТАХ.
Определитесь с набором бенефитов в кафетерии: сотрудник может выбрать все, что хочет, или список должен отра- жать ценности компании?
В дополнение к базовой программе ДМС предложите бонусы: например, расширенный перечень услуг, про- грамм обследований и диагностики. Обязательно используйте франшизу.
Чтобы определиться с бюджетом на гибкие льготы, можно отталкиваться от текущих затрат на соцпакет сотрудника.
Имейте в виду, что пик трат на гибкие льготы приходится на первые три месяца бенефитного года, а перед увольнением сотрудник в среднем уже потратит 95% своего годового бюджета.
Рассмотрите тему налогообложения гибких льгот. Многое зависит от того, какие поставщики работают с вами, какие документы они предоставляют, и как составлены ваши ЛНА.
Не используйте серые схемы оптимизации налогов на льготы. Смотрите судебную практику и консультируйтесь с налоговыми специалистами – экономия может впоследствии очень дорого обойтись.
НОВЫЙ МИР, НОВЫЕ ПРАВИЛА
Рынок труда изменился, и обратной дороги уже не будет. Сегодня многие получили возможность сотрудничать с любой компанией из любой точки планеты. Удаленная работа стерла границы, а конкуренция между работодателями превратилась из локальной (в отдельно взятой стране) в глобальную (в масштабе всего мира).
А в мире уже много стран, где наличие гибких льгот давно стало своего рода «гигиеническим фактором» при поиске работы. Так дайте же сотрудникам то, что они хотят – и в профите останутся все.