№15 МАРТ 2022

№15 МАРТ 2022

Денис Чалов, Генеральный директор BENEFACTORY

Кафетерий льгот: как выиграть и сотруднику, и работодателю.

BENEFACTORY – лидер на рынке решений по  организации  гибких  льгот. С 2017 года мы представляем клиентам автоматизированный маркетплейс, где сотрудники различных компаний могут самостоятельно формировать свой соцпакет из сотен предложений.

 

На сегодняшний день платформа на- считывает более 40 тысяч пользователей: это сотрудники «Mercedes-Benz», «Abbott», «Novartis», «LafargeHolcim», «Р-Фарм», «PepsiCo», «MARS» и многих других. Кафетерием льгот BENEFACTORY пользуются по всей стране, от Калинин- града до Петропавловска-Камчатского, от Норильска до Сочи.

 

Какие льготы пользуются наибольшим спросом, какие пользовались наибольшим спросом вчера и позавчера, какая наблюдается динамика на этом рынке, и какие прослеживаются тренды? Ниже – рассказ именно об этом. Статистика и аналитика, которые, надеемся, помогут сделать вашу модель льгот более совершенной и эффективной.

Рынок труда изменился. Теперь он принадлежит не работодателю, а со- искателю – а последний, имея возможность выбирать, ищет не только там, где лучше, но и там, где больше. «Больше» — значит, в том числе и расширенный соцпакет. Все люди разные, их потребности – тоже, значит, максимально вариативным должен быть и список бенефитов.

 

Как показывают прошлогодние исследования, примерно 14% сотрудников компаний им недовольны. Казалось бы, цифра совсем небольшая. Но важная для работодателя, ведь неиспользованный соцпакет фактически относится к статье убытков.

К слову о ценниках.

 

На сумму, выделяемую работодателем для оплаты соцпакета своих сотрудников, влияют многие факторы:

 

  1. Отрасль

(например, бюджеты на соцпакет в фармацевтике выше, чем в IT);

  1. Местонахождение компании (в большинстве регионов зарплаты меньше,

чем в городах-миллионниках);

 

  1. Корпоративная культура (в международных компаниях соцпакет практически

неотъемлемая часть зарплатного предложения);

  1. Стаж и опыт сотрудника

(младшим специалистам

и производственному персоналу выделяют меньшие бюджеты).

Если говорить о «средней температу- ре по больнице», то бюджет на гибкие льготы в 2021 году составил в среднем 33 600 рублей при минимуме около

6 300 рублей и максимуме в 57 400 ру- блей.

 

По сравнению с 2020 годом эти циф- ры практически не изменились. Это го- ворит о том, что компании, несмотря на пандемию, все же не стали урезать расходы на соцпакеты, прекрасно по- нимая изменившиеся правила в HR, о которых сказано чуть выше.

«КОВИДНЫЕ»

И «ПОСТ-КОВИДНЫЕ» ТРЕНДЫ

 

 

К слову о ценниках.

 

На сумму, выделяемую работодателем для оплаты соцпакета своих сотрудников, влияют многие факторы:

 

1.  Отрасль

(например, бюджеты на соцпакет в фармацевтике выше, чем в IT);

2.  Местонахождение компании (в большинстве регионов зарплаты меньше,

чем в городах-миллионниках);

 

3.  Корпоративная культура (в международных компаниях соцпакет практически

неотъемлемая часть зарплатного предложения);

4.  Стаж и опыт сотрудника

(младшим специалистам

и производственному персоналу выделяют меньшие бюджеты).

Когда мы собрали статистику по первым месяцам локдауна в 2020 году, стало ясно, что пользователи стали меньше тратить. И это в целом соответствовало общей картине потребления в стране: по понятным причинам сократились расходы на путешествия и транспорт (минус 90%), кафе и рестораны (минус 72%), одежду и обувь (минус 82%) – таковы данные исследования Газпромбанка. К тому же, из-за массового перехода ритейла в онлайн стало намного меньше спонтанных покупок.

 

Мы предположили, что есть прямая зависимость между возрастом сотрудника и тем, какие льготы он выбирает, и оказались правы. Обратите внимание на то, как резко выделяется красный столбец на графике ниже – это все, что связано со здоровьем: расширение ДМС, покупка лекарств, удаленные консультации с врачами узкой специализации, диагностические процедуры и лабораторные исследования у сотрудников старшего поколения (>55 лет). Чем старше, тем больше трат на льготы из категории медицины. А вот молодежь, как и до пандемии, продолжала больше тратить на спорт, путешествия и развлечения.

№15 МАРТ 2022

На следующем графике представлена структура трат в 2021 году. Таких ярко выраженных пиков, как «столбец здоровья» в графике 2020 года, здесь нет. По всей видимости, люди адаптировались к ковидной реальности, уровень стресса снизился, и вопросы со здоровьем отошли на второй  план. В 2021 году выросли расходы сотрудников на питание. В эту категорию входят не только скидки на обеды в кафе рядом с офисом, но и на доставку готовых блюд домой. Что тоже совершенно логично, поскольку удаленка уже прочно вошла в нашу жизнь.

№15 МАРТ 2022

Траты на спорт остались примерно теми же, что и в 2020-м: в среднем око- ло 15% годового бюджета кафетерия льгот сотрудника. При этом еще боль- ше сократились траты на обучение.

 

А вот расходы молодежи в категории

«транспорт», наоборот, возросли по сравнению с 2020 годом. В эту категорию в кафетерии льгот BENEFACTORY включены проездные билеты и пополнение карты «Тройка» (для Москвы), оплата такси, каршеринга, ж/д и авиабилетов, топлива для автомобиля, билеты на общественный транспорт в любом городе страны.

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Корпоративное ДМС и прочие медуслуги – пожалуй, наиболее затратная экономически составляющая соцпакета. Однако сказать, что ДМС пользуется прямо-таки бешеной популярностью, нельзя. И для этого есть несколько веских причин.

Во-первых, люди часто недовольны теми программами, которые им предлагают. Во-вторых, в небольших городах разница между ОМС и ДМС практически отсутствует. И потребности сотрудников закрывают другие льготы.

 

Например:

▶ карта «Здоровье» — вы идете

к тем врачам, которым доверяете;

▶ карта «Аптечная» — вы самостоятельно покупаете нужные лекарства в аптеках;

▶ телемедицина — находясь в регионе, вы получаете консультацию

у опытных врачей из столичных клиник;

▶ лабораторные исследования, не входящие в программы ДМС.

 

Из графика видно, что люди предпочитают значительную долю  соцпакета на медицину, но при этом интерес к ДМС как таковому довольно-таки низок, особенно в регионах.

№15 МАРТ 2022

Сравним категории

по тратам сотрудников в тех же компаниях,

что и на предыдущем графике, но с разбивкой по всем категориям льгот и размеру населенного пункта:

 

  1. Чем меньше город,

тем меньше доля трат на ДМС.

  1. Траты на здоровье

вне рамок ДМС стабильно высоки вне зависимости от региона.

  1. Траты на спорт примерно одинаковы во всех регионах.
  2. Чем меньше населенный пункт, тем выше относительные расходы на транспорт.
  3. Обучение не пользуется популярностью совсем.

Топ-5 2020 и Топ-5 2021

 

Сравним категории

по тратам сотрудников в тех же компаниях,

что и на предыдущем графике, но с разбивкой по всем категориям льгот и размеру населенного пункта:

 

1.  Чем меньше город,

тем меньше доля трат на ДМС.

2.  Траты на здоровье

вне рамок ДМС стабильно высоки вне зависимости от региона.

3.  Траты на спорт примерно одинаковы во всех регионах.

4.  Чем меньше населенный пункт, тем выше относительные расходы на транспорт.

5.  Обучение не пользуется популярностью совсем.

Топ-5 2020 и Топ-5 2021

Итак, в списке наиболее популярных льгот 2021 и 2020 гг. по объему затраченного бюджета первое место стабильно занимает ДМС. Второе место в 2020 году занимали путешествия, в 2021-м ̶ уже расходы на транспорт. С одной стороны, потому что поездки по миру стали менее доступны и в плане логистики, и в плане их стоимости, с другой, потому что многие сотрудники вернулись в офисы, а  это  значит,  что  они  вернулись и к ежедневным поездкам как в общественном, так и личном транспорте.

Третье место в 2020 году занимала категория «дом и быт», а в 2021-м ее заменил спорт.

На третьем месте в 2021 году ̶ спорт, в то время как в 2020 на третьем месте находилась категория «Дом и быт». Объяснить это легко: все удаленщики уже обустроили себе рабочие места дома.

№15 МАРТ 2022

№15 МАРТ 2022

На четвертом   месте   ̶  питание. В 2020-м эта категория даже не входила в пятерку.

На пятом месте ̶ путешествия.

 

КАК ЗАПУСТИТЬ КАФЕТЕРИЙ ЛЬГОТ

 

С чего нужно начать, если вы решили запустить у себя в компании кафетерий льгот?

 

Определите, сколько денег вы готовы тратить на соцпакет и определитесь, что будет входить в его «базу». Отличный вариант, если все сотрудники будут прикреплены к программе ДМС, от ко- торой нельзя отказаться в режиме гиб- ких льгот. Во-первых, в случае болезни люди точно получат необходимую медицинскую помощь, во-вторых, это лишний плюс к имиджу работодателя.

Мы также  рекомендуем  включить в базовый пакет страховку от несчастных случаев и критических заболеваний.

ТЕПЕРЬ О ГИБКИХ ЛЬГОТАХ.

 

Определитесь с набором бенефитов в кафетерии: сотрудник может выбрать все, что хочет, или список должен отра- жать ценности компании?

 

В дополнение к базовой программе ДМС предложите бонусы: например, расширенный перечень услуг, про- грамм обследований и диагностики. Обязательно используйте франшизу.

 

Чтобы определиться с бюджетом на гибкие льготы, можно отталкиваться от текущих затрат на соцпакет сотрудника.

 

Имейте в виду, что пик трат на гибкие льготы приходится на первые три месяца бенефитного года, а перед увольнением сотрудник в среднем уже потратит 95% своего годового бюджета.

 

Рассмотрите тему налогообложения гибких льгот. Многое зависит от того, какие поставщики работают с вами, какие документы они предоставляют, и как составлены ваши ЛНА.

Не используйте серые схемы оптимизации налогов на льготы. Смотрите судебную практику и консультируйтесь с налоговыми специалистами – экономия может впоследствии очень дорого обойтись.

НОВЫЙ МИР, НОВЫЕ ПРАВИЛА

 

Рынок труда изменился, и обратной дороги уже не будет. Сегодня многие получили  возможность  сотрудничать с любой компанией из любой точки планеты. Удаленная работа стерла границы, а конкуренция между работодателями превратилась из локальной (в отдельно взятой стране) в глобальную (в масштабе всего мира).

 

А в мире уже много стран, где наличие гибких льгот давно стало своего рода «гигиеническим фактором» при поиске работы. Так дайте же сотрудникам то, что они хотят – и в профите останутся все.

Скачать