Анастасия Зыкова,
старший менеджер по благополучию компании «ВымпелКом»
Well-being во времена перемен
2022 год преподнес новые вызовы для ментальной устойчивости людей. Тревожный новостной фон, постоянные изменения, беспокойство за настоящее и будущее – все мы сегодня столкнулись с новой реальностью. В условиях турбулентности именно инструменты wellbeing-програм- мы могут помочь сотрудникам обрести точки опоры и устойчивости. Но, по опыту нашей компании, важно встроить их в новый контекст – об этом мы и поговорим в этой статье.
Дать сотрудникам поддержку может в первую очередь лидер компании – и здесь особенно важно идти в унисон с открытыми коммуникациями топ-менеджера. А в идеале (как в нашем случае) — именно с таких коммуникаций и начать.
СОХРАНЯЕМ СПОКОЙСТВИЕ
Следующий наш шаг – активизировать направление ментального благополучия. Не просто напомнить о возможности бес- платной консультации у корпоративного психолога (а число обращений выросло вдвое), но предложить и другие форма- ты психологической помощи. Например, горячую линию с вопросами по ментальному здоровью. Так, сегодня мы получаем вопросы сотрудников на выделенную по- чту, привлекаем экспертов и публикуем ответы в специальном телеграмканале в виде постов и подкастов.
Не все сотрудники готовы обращаться к психологу на индивидуальную консультацию. Для многих поддержкой станет вебинар с психологом – например, на тему эмоций и взаимоотношений в непростое время (мы назвали его «Бережно друг к другу»). Этот вебинар наш корпоративный психолог разрабатывала уже с учетом новых реалий и возникающих сложностей межличностных коммуникаций.
ПОДДЕРЖКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Когда люди сталкиваются с постоянны- ми изменениями и испытывают тревогу, поддержка руководителя и атмосфера в команде становится важной точкой опо- ры, помогает сохранить мотивацию и продуктивность. Именно поэтому мы решили выстроить отдельный стрим программы благополучия – поддержка руководите- лей.
Чтобы подготовить максимально полезные мероприятия в этой части, мы провели экспресс- опрос и спросили у лидеров:
- Какие сложности во взаимодействии с сотрудниками у тебя сейчас возникают?
- Какая помощь (информация) требуется в работе с твоей командой?
- Как уже сейчас тебе удается позитивно влиять на настроение своей команды?
Мы отправили одно письмо, опрос шел всего два дня – но на него откликнулись 26% руководителей в компании (с учетом численности это очень хороший response rate). Сейчас на основе обратной связи executive-коуч и корпоративный тренер билайн университета готовит вебинар
«Как поддержать своих сотрудников во времена перемен». На нем мы планируем поговорить о том, как помочь сотрудникам справиться с тревогой, как перейти
из тревоги и страха в продуктивную плоскость, как поддерживать вовлеченность коллег. Уже имеющийся опыт поддержки команды, которым поделились руководи- тели в ходе опроса, мы упакуем в специальную подборку советов.
НОВЫЕ СМЫСЛЫ В КОНТЕНТЕ
Нет смысла делать вид, что ничего не происходит – нужно быстро корректировать well-being-календарь программы благополучия под новые реалии. У нас комплексная программа благополучия, которая затрагивает все ключевые аспекты качества жизни сотрудника: здоровье, карьера, финансы, отношения и причастность к жизни общества. Мы адаптировали контент и мероприятия направлений под ситуацию. Например, довольно быстро стало очевидно, что запланированный Дискуссионный клуб по лайфхакам инвестиций проводить нет смысла: в текущей ситуации привычные инструменты попросту перестали работать. Гораздо более актуально поговорить о грамотном финансовом поведении в условиях неопределенности – поэтому мы быстро на- шли внешнего эксперта, собрали вопросы коллег, провели конструктивную и поддерживающую беседу.
Другой пример – инструменты для про- явления социальной ответственности сотрудников компании. На эту весну мы планировали новую волну продвижения возможностей интеллектуального волонтёрства и в нынешней ситуации это обрело новый смысл. В условиях нестабильного мира помощь другим — это не только необходимая помощь тем, кто в ней нуждается. Это возможность направить свои мысли и энергию в русло созидания.
Способом поддержать сотрудников, на- помнить об инструментах wellbeing-про- граммы стал радиоэфир Билайн FM 5 марта, который по первоначальной задумке должен был быть посвящен теме весны, энергии и вдохновения. В итоге запланированную тему мы оставили, но сфокусировались на поддержке и объединении сотрудников. Мы пригласили в эфир экспертов по здоровью, питанию, психологии и финансам, чтобы с помощью разных инструментов помочь коллегам сохранить ресурсное состояние.
ОСТРОВКИ СТАБИЛЬНОСТИ
Есть такие аспекты качества жизни, которые и сейчас сохранили свою актуальность (а для кого-то стали еще более важными) – например, здоровье и семья. Мы намеренно продолжаем регулярность мероприятий по этим темам: встречи с психологом родительского сообщества, лекции на тему питания и головной боли, вебинары по возможностям ДМС зани- мают свое место в well-being-календаре и встречают популярность у сотрудников. Это помогает создавать островки стабильности и укрепляет ощущение, что жизнь продолжается, что в любые времена важно заботиться о себе и своих близких.
ОПОРА НА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
Один из действенных инструментов программы благополучия в нашей компании – это сообщества. А в новых реалиях это еще и важные точки опоры. Мы не только продолжаем регулярное взаимодействие в профессиональном сообществе BeeEXPERT, Кино- и Книжном клубе, эко сообществе BeeGREEN, но и вовлекаем коллег в поддерживающие обсуждения. В BeeGREEN, например, обсудили терапевтический эффект от комнатных растений и маленьких огородов на подоконнике.
В части сообществ, кстати, особую актуальность приобретает BeeEXPERT — про- грамма для cотрудников билайн, которые хотят и готовы делиться своей экспертизой внутри компании и за ее пределами. Причем это не просто база вебинаров от сотрудников компании. Это сообщество профессионалов своего дела, которые вместе развивают свой личный бренд и навыки презентации, при помощи настав- ников и друг друга формулируют свою экспертность и находят оптимальный способ поделиться опытом. Мы запустили сообщество в начале февраля, по графику про- должали организовывать встречи и сей- час уже готовимся к первому выпускному. Уверены, что в новых реалиях программа имеет еще больший потенциал.
Времена у нас очень непростые. Но именно они, как фотопленка, проявляют искреннюю заботу компании о сотруднике. И как нам кажется, задача wellbeing- команд – соединять бизнес-задачи и запросы сотрудников, гибко адаптировать и акценты, и, в конечном счете, помогать коллегам сохранять фокус, быть полезными и вместе достигать больших целей.